Технологии формирования общественного мнения - Белый Ветер
Технологии формирования общественного мнения

Технологии формирования общественного мнения

Технологии формирования общественного мнения представляют собой совокупность последовательных приемов, способов и методов, направленных на выработку в определенной группе людей или обществе в целом требуемых субъектам влияния взглядов, убеждений и отношения к тем или иным фактам, событиям, явлениям (процессам) действительности.

Основными субъектами формирования общественного мнения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества (политические партии, движения, организации, объединения, различные лоббистские ассоциации и т.д.). Каждый из этих субъектов использует собственные силы и средства для влияния на общественное мнение. но алгоритмы технологий формирования общественного мнения универсальны и подходят для использования любым субъектом в различных ситуациях.

Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации и Интернет, которые в настоящее время являются не только каналами выражения общественного мнения, но и основными инструментами его формирования. Их главенствующая роль в информационном пространстве обусловливается широким охватом аудитории, скоростью передачи информации, интерактивностью процесса передачи информации. но главным фактором является их доступность.

Развитие средств массовой коммуникации и информации в современном мире достигло такого уровня, который позволяет управлять поведением и действиями большого числа людей, формировать их мнения о мире и конкретных фактах, событиях, явлениях (процессах) социальной действительности. Для этого используются определенные технологии манипуляции массовым сознанием.

Под манипуляцией сознанием следует понимать воздействие на психику, которое производиться скрытно, незаметно и, как правило, в ущерб лицам, на которых оно направленно. Целью является контролирование манипулируемых лиц и управление как их мыслями (сознанием), так и поведением (действиями). Объект манипуляции, получая искаженную информацию, формирует в своем сознании представление об окружающей действительности в заданном манипулятором направлении. Соответственно формируется и поведение, которое будет соответствовать желаниям самого объекта манипуляции. Другими словами, объект манипуляции будет думать, что он самостоятельно делает свой выбор, но на самом деле выбор за него делает тот, кто им управляет.

Главная задача манипулятора заключается в ограничении доступа к информации, лишении свободы выбора. Объект должен получать только препарированную информацию, не дающую возможность мыслить по-другому, видеть мир в целом, таким, каков он есть на самом деле.

Для ограждения объекта манипуляции от фактов, событий и явлений (процессов) действительности и формирования воображаемого мира используются следующие методы манипулирования общественным мнением:

внушение — воздействие на психику человека с помощью вербальных и невербальных средств;
перенос частного факта в сферу общего;
использование слухов и домыслов в качестве доводов;
уменьшение значения одних фактов, событий, явлений (процессов) и преувеличение других;
замалчивание (секретность) — сокрытие существенных фактов, событий, явлений (процессов) действительности;
подмена фактов;
подмена понятий (когда по отношению к какому-то явлению вводятся новые термины, не отражающие всю его суть, скрывающие истинное значение либо не соответствующие данному явлению);

сюда относится и так называемая политика двойных стандартов, когда, к примеру, под лозунгами свободы и демократии развязывают войны и уничтожают государственный суверенитет);
метод фрагментации — предоставление только части информации о фактах, событиях и явлениях;
метод многократного повторения (если многократно повторять ложь, то через некоторое время она будет восприниматься людьми уже как правда, т.к. сильно укрепится в сознании человека);
метод абсолютной лжи (чем ужаснее ложь, тем быстрее в нее поверят).

Технологии формирования общественного мнения широко используются в процессах политической легитимации, которая представляет собой процесс общественного признания законности и правомерности политической власти, политических решений и политической деятельности. Она необходима в процессе формирования, удержания и использования власти.

В процессе формирования власти политические технологии используются для влияния на электоральное поведение избирателей. Главными задачами пиар — технологов предвыборных компаний являются формирование положительного имиджа одного кандидата и дискредитация его конкурентов по принципу: если невозможно сделать своего кандидата лучше, то нужно сделать так, чтобы его соперники казались хуже.

Формирование власти также может проходить путем осуществления «цветных революций». Политические технологии формирования общественного мнения в этом случае, как правило, направлены на внушение населению государства мысли, что такой захват власти является вынужденным и служит освобождению населения от власти диктатора.