Социальные сети и формирование общественного мнения - Белый Ветер
Социальные сети и формирование общественного мнения

Социальные сети и формирование общественного мнения

Социальные сети — специализированная технологическая интернет-площадка, позволяющая пользователям регистрироваться (создавать свой профиль, «страничку») и вступать в коммуникационный процесс с другими пользователями (публиковать посты и комментарии, отвечать на сообщения (генерировать контент), создавать сообщества и группы.

Согласно результатам исследований различных авторов, социальные сети Интернета могут выступать инструментом влияния на общественное мнение, каналом для его формирования и площадкой для его кристаллизации, а также механизмом, способствующим переводу общественного мнения из сферы духовной в сферу практическую (например, консолидация и активизация деятельности протестных групп).

Основные особенности коммуникации в социальных сетях, в контексте влияния на формирование общественного мнения, сводятся к следующим моментам:

В социальных сетях накапливается информация, которая в последующем может оказывать влияние на формирование и функционирование общественного мнения. Насыщение социальных сетей контентом определенной направленности и содержания зависит от социальной значимости той или иной проблемы, активности определенных сил, использующих социальные сети как инструмент конфликтного взаимоотношения.

Социальные сети обеспечивают как горизонтальную коммуникацию между индивидами и социальными группами, так и вертикальную (между государственными структурами и членами общества). Это позволяет государственным органам вступать в диалог с обществом, выявлять потенциальные факторы негативного информационного воздействия на имидж и репутацию организации и на этой основе влиять на общественное мнение.

Социальные сети, являясь удобным «полем» для выражения мнения, могут служить каналом обратной связи между обществом и государством. В связи с этим представляется перспективным изучение тенденций, пристрастий, настроений участников коммуникативного процесса в социальных сетях. Систематический мониторинг социальных сетей позволяет своевременно выявлять факторы, негативно влияющие на развитие общественного мнения. В настоящее время изучение общественного мнения в социальных сетях является одним из перспективных направлений прикладной социологии.

Преимущественной формой общения в социальных сетях является «транзактная медийная коммуникация», в которой каждая сторона может по очереди выступать в роли получателя или передатчика информации. При этом вид информации может быть любой: текст, картинка (фото), видео, аудио. Индивид может вступать в процесс общения одновременно со множеством других пользователей. Технологическая платформа социальной сети является своеобразным информационно-коммуникационным пространством, в котором участники коммуникаций выступают одновременно получателями и создателями информации. Особенность коммуникации в социальных сетях на основе генерации мнений ее участников позволяет значительно ускорять процесс формирования общественного мнения, его кристаллизацию.

В социальных сетях происходит сегментация (деление) ее участников по интересам, потребностям и ценностям. Это позволяет целенаправленно осуществлять поиск необходимых социальных групп для точечного воздействия на общественное мнение конкретных субъектов.

Социальные сети служат как средством выражения общественного мнения, так и площадкой для его формирования. Вступая в процесс общения в рамках социальной сети, индивид, генерируя свой контент (публикуя сообщения, посты, комментарии), знакомится с мнением других участников коммуникации.

В условиях информационных войн и широкого распространения технологий манипулирования, информация в социальных сетях способна быть источником, формирующим общественное мнение, в интересах определенной социальной группы (оппозиции, конкретного государства, группы стран и т. д.), что может выступать фактором, создающим угрозу национальной безопасности. В этой связи социальные сети являются принципиально новым инструментом конфликтных взаимоотношений в современном обществе, средством информационного противоборства.

Социальные сети позволяют выявлять и объединять разрозненные очаги протестного мнения, консолидировать его и, в конечном счете, переводить общественное мнение из сферы духовной в сферу практическую, деятельностную. В этом случае социальные сети выступают реальным триггером воздействия на активность масс.