Теория пропаганды - ИЦФОМ
Пропаганда

Теория пропаганды

Необходимость теоретических размышлений о том, как функ­ционирует пропаганда в условиях демократического строя, не вызывает сомнений. Этого требует общественная значимость про­пагандистской деятельности. Однако эффективность воздействия средств массовой информации и пропаганды в равной степени за­висит как от распространяемого содержания, так и от форм про­пагандистской деятельности. Этими проблемами и занимается тео­рия пропаганды.

Современная пропаганда — это сложный и многосторонний комплекс проблем, который трудно охватить в рамках единой раз­работки. Поэтому все чаще предпринимаются попытки анализа пропаганды с точки зрения определенной научной дисциплины, в особенности социологии и психологии. Такие исследования по­зволяют более строго сформулировать основные вопросы пропа­ганды и сделать ряд конкретных практических выводов.

В настоящей работе предпринята попытка относительно широ­кого рассмотрения проблем психологии пропаганды, хотя основное внимание в ней обращено на проблему восприятия содержания пропаганды и вытекающие отсюда выводы для практической дея­тельности. Обоснование этих выводов потребовало привлечения данных социальной психологии.

В польской психологической литературе вопросы психологии пропаганды как особого раздела, прикладной психологии пока еще мало изучены. В этой связи необходимо обосновать роль психоло­гии в пропаганде, а также указать причины, по которым психоло­гия пропаганды выделяется в особый раздел прикладной психоло­гии; следует также определить ее предмет и направление исследо­ваний. Кроме того, необходимо ввести основные понятия, которые используются в психологии пропаганды. В особенности это касает­ся понятийного аппарата теории пропаганды, который пока еще далек от требуемой однозначности.

Направления и цели применения психологии в пропаганде зависят от идеологии, распространению которой служит пропа­ганда. Идеологическая обусловленность для пропаганды является наиболее существенным моментом. При определении роли, которую должна играть психология в пропаганде, всегда нужно иметь в виду идеологические предпосылки. Вместе с тем идеологическая обусловленность теоретических рассуждений о пропаганде — это не абстрактное методологическое требование. Как мы постараемся по­казать, из этой обусловленности вытекают существенные для прак­тической работы выводы, выбор определенных методов и приемов пропагандистской деятельности. Конечно, требование идеологиче­ской обусловленности нельзя применять ко всем без исключения частным вопросам применения психологии в пропаганде. Существуют определенные психологические аспекты этой деятельности, которые являются общими, независимыми от идеологических влия­ний. Это касается, например, процесса восприятия пропагандист­ской информации как совокупности стимулов, воздействующих на нервную систему человека.

Исходным пунктом для строгих психологических рассуждений по данному вопросу является построение модели восприятия пропагандистской коммуникации. Модель этого процесса, построен­ная по образцам, взятым из психологии и теории информации, поз­волит надлежащим образом направить психологический анализ двух основных видов пропаганды: наглядной агитации и устной пропаганды. Выводы, сформулированные на основе этого анализа, могут быть применены в пропагандистской деятельности в широ­ком смысле, независимо от вида пропаганды, а также от того, применяются эти виды отдельно друг от друга или выступают в определенном сочетании. Особую проблему составляет пропа­ганда, проводимая с помощью средств массовой информации. Она требует отдельного психологического анализа.

Главной целью пропагандистской деятельности является пере­стройка или укрепление существующей системы общественно-поли­тических взглядов людей. Эта проблема, однако, более обширна, поскольку общественно-политические взгляды формируются но только под влиянием пропаганды. Формирование взглядов является в первую очередь психологической проблемой. Психологический анализ поэтому является основным средством для определения тех изменений во взглядах или в системе взглядов, которые про­исходят в результате воздействия пропаганды.

Психологический анализ пропаганды необходим для установ­ления принципов пропагандистской деятельности, применение ко­торых улучшило бы ее результаты. Эти принципы выводятся прежде всего из исследования психологических механизмов чело­веческой личности. 

После выяснения основной проблематики данной работы сле­дует освоить еще несколько общих методологических вопросов.

Отнесение проблематики этой статьи к области психологии в значительной степени условно. Чисто психологическими можно считать лишь некоторые частные и узкие вопросы. Более широ­кие проблемы, особенно связанные с социальной психологией, тре­буют междисциплинарного подхода. Однако это не исключает, а, напротив, предполагает использование достижений других областей знания. Даже там, где психология выступает как стержень всей остальной тематики, анализ психологических вопросов во многих случаях тесно связан с проблемами теории информации, социологии, педа­гогики и т. п.

В статье использованы некоторые результаты ис­следований в области теории пропаганды и социальной психоло­гии, полученные в демократических странах. Разумеется, были отобраны только те исследования, результаты которых могут быть применены к нашим условиям и соответствовать гносеологическим и методологическим принципам. Это, однако

потребовало значительного критического анализа и сопоставления с общественными условиями нашей страны. В то же время был бы неуместен огульный критицизм, ведущий к априорному отри­цанию многих современных достижений социальной психологии (в том числе относящихся к психологии пропаганды) только на том основании, что они были получены не на базе теории.

Сохранение характера социальной психологии не состоит в ее изоляции от достижений мировой науки. Речь идет прежде всего о критическом и разумном усвоении с теоретико-познавательными принципами всего творческого и ценного, что создается усилиями ученых всех стран. Опасность оказаться под чужим влиянием в науке состоит не в принятии новой терминологии и ее обосновании, а в том, какие концепции и теории строятся с их помощью.

Остается выяснить еще один вопрос. Должны ли научные обсуждения, связанные с пропагандой, иметь чисто теоретический характер или они должны вести к определенным выводам и рекомендациям практического плана? На первый взгляд, этот вопрос поставлен неправомерно, поскольку теоретический или практиче­ский характер работы зависит от ее направленности, а также от применяемых методов исследования. Следует, однако, признать, что любая разработка в области теории пропаганды должна ока­зывать явное предпочтение практической деятельности и в этом направлении формировать совокупность своих выводов. В особен­ности это касается психологии пропаганды, которая в первую оче­редь поднимает проблемы, имеющие практическое значение. Ана­лиз обширной литературы по теории пропаганды наглядно пока­зывает, как легко можно «растворить» проблему в малосущест­венных и пространных теоретических разглагольствованиях, прак­тический итог которых чаще всего равен нулю

В соответствии с этими требованиями пред­приняты попытки сформулировать выводы, пригодные для практи­ческой пропагандистской деятельности. Они вытекают как из тео­ретических рассуждений, так и из эмпирических исследований проблем пропаганды.