
Теория пропаганды
Необходимость теоретических размышлений о том, как функционирует пропаганда в условиях демократического строя, не вызывает сомнений. Этого требует общественная значимость пропагандистской деятельности. Однако эффективность воздействия средств массовой информации и пропаганды в равной степени зависит как от распространяемого содержания, так и от форм пропагандистской деятельности. Этими проблемами и занимается теория пропаганды.
Современная пропаганда — это сложный и многосторонний комплекс проблем, который трудно охватить в рамках единой разработки. Поэтому все чаще предпринимаются попытки анализа пропаганды с точки зрения определенной научной дисциплины, в особенности социологии и психологии. Такие исследования позволяют более строго сформулировать основные вопросы пропаганды и сделать ряд конкретных практических выводов.
В настоящей работе предпринята попытка относительно широкого рассмотрения проблем психологии пропаганды, хотя основное внимание в ней обращено на проблему восприятия содержания пропаганды и вытекающие отсюда выводы для практической деятельности. Обоснование этих выводов потребовало привлечения данных социальной психологии.
В польской психологической литературе вопросы психологии пропаганды как особого раздела, прикладной психологии пока еще мало изучены. В этой связи необходимо обосновать роль психологии в пропаганде, а также указать причины, по которым психология пропаганды выделяется в особый раздел прикладной психологии; следует также определить ее предмет и направление исследований. Кроме того, необходимо ввести основные понятия, которые используются в психологии пропаганды. В особенности это касается понятийного аппарата теории пропаганды, который пока еще далек от требуемой однозначности.
Направления и цели применения психологии в пропаганде зависят от идеологии, распространению которой служит пропаганда. Идеологическая обусловленность для пропаганды является наиболее существенным моментом. При определении роли, которую должна играть психология в пропаганде, всегда нужно иметь в виду идеологические предпосылки. Вместе с тем идеологическая обусловленность теоретических рассуждений о пропаганде — это не абстрактное методологическое требование. Как мы постараемся показать, из этой обусловленности вытекают существенные для практической работы выводы, выбор определенных методов и приемов пропагандистской деятельности. Конечно, требование идеологической обусловленности нельзя применять ко всем без исключения частным вопросам применения психологии в пропаганде. Существуют определенные психологические аспекты этой деятельности, которые являются общими, независимыми от идеологических влияний. Это касается, например, процесса восприятия пропагандистской информации как совокупности стимулов, воздействующих на нервную систему человека.
Исходным пунктом для строгих психологических рассуждений по данному вопросу является построение модели восприятия пропагандистской коммуникации. Модель этого процесса, построенная по образцам, взятым из психологии и теории информации, позволит надлежащим образом направить психологический анализ двух основных видов пропаганды: наглядной агитации и устной пропаганды. Выводы, сформулированные на основе этого анализа, могут быть применены в пропагандистской деятельности в широком смысле, независимо от вида пропаганды, а также от того, применяются эти виды отдельно друг от друга или выступают в определенном сочетании. Особую проблему составляет пропаганда, проводимая с помощью средств массовой информации. Она требует отдельного психологического анализа.
Главной целью пропагандистской деятельности является перестройка или укрепление существующей системы общественно-политических взглядов людей. Эта проблема, однако, более обширна, поскольку общественно-политические взгляды формируются но только под влиянием пропаганды. Формирование взглядов является в первую очередь психологической проблемой. Психологический анализ поэтому является основным средством для определения тех изменений во взглядах или в системе взглядов, которые происходят в результате воздействия пропаганды.
Психологический анализ пропаганды необходим для установления принципов пропагандистской деятельности, применение которых улучшило бы ее результаты. Эти принципы выводятся прежде всего из исследования психологических механизмов человеческой личности.
После выяснения основной проблематики данной работы следует освоить еще несколько общих методологических вопросов.
Отнесение проблематики этой статьи к области психологии в значительной степени условно. Чисто психологическими можно считать лишь некоторые частные и узкие вопросы. Более широкие проблемы, особенно связанные с социальной психологией, требуют междисциплинарного подхода. Однако это не исключает, а, напротив, предполагает использование достижений других областей знания. Даже там, где психология выступает как стержень всей остальной тематики, анализ психологических вопросов во многих случаях тесно связан с проблемами теории информации, социологии, педагогики и т. п.
В статье использованы некоторые результаты исследований в области теории пропаганды и социальной психологии, полученные в демократических странах. Разумеется, были отобраны только те исследования, результаты которых могут быть применены к нашим условиям и соответствовать гносеологическим и методологическим принципам. Это, однако
потребовало значительного критического анализа и сопоставления с общественными условиями нашей страны. В то же время был бы неуместен огульный критицизм, ведущий к априорному отрицанию многих современных достижений социальной психологии (в том числе относящихся к психологии пропаганды) только на том основании, что они были получены не на базе теории.
Сохранение характера социальной психологии не состоит в ее изоляции от достижений мировой науки. Речь идет прежде всего о критическом и разумном усвоении с теоретико-познавательными принципами всего творческого и ценного, что создается усилиями ученых всех стран. Опасность оказаться под чужим влиянием в науке состоит не в принятии новой терминологии и ее обосновании, а в том, какие концепции и теории строятся с их помощью.
Остается выяснить еще один вопрос. Должны ли научные обсуждения, связанные с пропагандой, иметь чисто теоретический характер или они должны вести к определенным выводам и рекомендациям практического плана? На первый взгляд, этот вопрос поставлен неправомерно, поскольку теоретический или практический характер работы зависит от ее направленности, а также от применяемых методов исследования. Следует, однако, признать, что любая разработка в области теории пропаганды должна оказывать явное предпочтение практической деятельности и в этом направлении формировать совокупность своих выводов. В особенности это касается психологии пропаганды, которая в первую очередь поднимает проблемы, имеющие практическое значение. Анализ обширной литературы по теории пропаганды наглядно показывает, как легко можно «растворить» проблему в малосущественных и пространных теоретических разглагольствованиях, практический итог которых чаще всего равен нулю
В соответствии с этими требованиями предприняты попытки сформулировать выводы, пригодные для практической пропагандистской деятельности. Они вытекают как из теоретических рассуждений, так и из эмпирических исследований проблем пропаганды.