Технологии черного пиара в политической борьбе - ИЦФОМ
Черный политический

Технологии черного пиара в политической борьбе

Существует несколько классификаций технологий черного пиара, однако ни одна из них не включает в себя все используемые приемы политической борьбы.  Технологии черного пиара могут применяться как разовая мера, также как комплекс мер, направленных на дискредитацию соперника и вывод его из политической борьбы. Также данные технологии черного пиара могут использоваться разными субъектами: кандидатами, избирательными комиссиями разных уровней, местной администрацией и даже избирателями.

Для изучения технологий черного пиара необходимо наиболее полно и конкретно классифицировать все используемые формы, виды и подвиды данных технологий черного пиара, выявить объект и субъект применения технологий черного пиара.

Объектом применения технологий черного пиара выступает в первую очередь избиратель, так как все данные технологии черного пиара имеют цель изменить решение избирателя о голосовании. Также объектом технологий черного пиара является кандидат, чей имидж, биография, программа, поведение подвергаются атакам технологий черного пиара. Объектом применения технологий черного пиара может выступать избирательные комиссии разных уровней, в случаях давления на них со стороны местной администрации. В свою очередь, объектом применения технологий черного пиара являются избирательные документы, в случае попытки манипуляции ими.

Субъектами применения технологий черного пиара соответственно являются представители органов власти, применяющие административный ресурс; избирательные комиссии, манипулирующие избирательными, документами; кандидаты, применяющие технологии черного пиара против своих конкурентов; избиратели и третьи лица, участвующие и содействующие применению грязных технологий.

Рассмотрим формы технологий черного пиара

Существует несколько форм применения технологий черного пиара.

В конце 80-х — начале 90-х годов кандидаты осуществляли прямую атаку, нападая на соперника от собственного имени и в СМИ, на личных встречах с соперником. Однако со временем выяснилось, что атакующий не менее уязвим, чем объект атаки. Сегодня в прямую атаку устремляются подставные лица, связь которых со штабом кандидата, установить практически невозможно.

В 90-е годы XX века использовалась тактика «партизанских атак» Удары по имиджу противника стали наноситься неожиданно и анонимно, лицами, которых тяжело привлечь к ответственности. Обвинения в адрес оппонентов часто выдвигаются от имени авторитетных, популярных людей, организаций, и даже лиц, не имеющих к этому никакого отношения. Также партизанские атаки проводятся от имени органов власти.

Начало XXI века ознаменовалось созданием технологий, основанных на открытии уже целых «партизанских фронтов» и даже «вторых фронтов» в СМИ. Открытие «партизанского фронта» — это осуществление длительной атаки на конкурента по многим направлениям с использованием методов и приемов партизанской и информационной войны. Второй фронт в СМИ — это организация, или использование уже существующих специальных рубрик в печатных СМИ для регулярных атак на соперников.

«Партизанская война» — это проводимые постоянно, или в течение длительного времени «партизанские атаки» на конкурента по многим направлениям. Кандидата атакуют всегда и во всем, любую положительную информацию о нем выворачивают наизнанку.

Прежде стратегии избирательных кампаний предусматривали запуск все новой, очерняющей соперника информации. Особенностью последнего времени стало проведение фронтальной атаки, когда одно и тоже обвинение поддерживается в общественном сознании на протяжении значительной части избирательной кампании.

Примером такой атаки может быть «эпистолярная война». Под этим понятием подразумевается рассылка от имени кандидата различных серий писем. Например, писем с просьбой о финансовой и моральной поддержке кандидата — соперника до его официальной регистрации, что является незаконной агитацией. Такая технология дискредитации соперника от его имени также является новшеством стратегии и тактики применения технологий черного пиара.

Рассмотрев формы технологий черного пиара, следует перейти к изучению средств дискредитации кандидата путем применения технологий черного пиара.

Чаще всего обнародование компромата происходит через СМИ. Это могут быть легальные газеты и журналы, однако чаще конкуренты используют издания, созданные специально для данных выборов, нередко даже для опубликования конкретной информации, насчитывающие от 1 до 10 номеров. Легальные информационные каналы обычно пользуются большей популярностью у читателей, поэтому в некоторых СМИ в период выборов появляются специальные рубрики, которые публикуют порочащие кандидата сведения.

Если кандидат хочет обнародовать крайне скандальную информацию о конкуренте он обычно прибегает не к помощи официальных СМИ, рискующих оказаться в зоне недоверия читателей, а печатает листовки без каких-либо выходных данных и подписей, за которые практически невозможно привлечь к ответственности.

Еще одно средство донести подобную информацию до избирателя — это опубликование материалов в Интернете. Хотя аудитория сети небольшая, пользователи Интернета — как правило, образованные люди, поддержка которых, важна для любого кандидата. Кроме того, на интернетовских сайтах возможно размещение бездоказательной информации, которой чаще всего и являются порочащие кандидата сведения.

Следующее средство дискредитации оппонента, обеспечивающее безнаказанность и анонимность клеветы, — это слухи. Слухи являются элементом устной коммуникации. Эффективность данного способа достигается путем выбора источника информации. Если он привлекателен для избирателя и пользуется его доверием, а так же если само содержание слуха не является явно абсурдным, получатель слуха становится его передатчиком. Яркий характер слухов способствует развитию их свойства самотрансляции, позволяющему конкурировать по масштабности распространения с новостями. Составляющими слуха являются суеверия и эмоции, он отражает имеющиеся стереотипы, и потому достаточно эффективен для дискредитации соперника.

Особым средством дискредитации кандидата служат публичные акции. Эти акции могут быть разными, но все они преследуют цель дискредитировать соперника в глазах общественности, путем привлечения к нему негативного внимания.

Еще одно средство дискредитации соперника — граффити. Крупные надписи на заборах и стенах домов, сделанные краской из аэрозольных баллончиков, рассматриваются как противоправные действия, так как в большинстве своем содержат негативную, оскорбительную информацию в адрес кандидатов.

Используется система поэтапных надписей, когда рядом с фамилией соперника появляются слова «Смерть», «Месть» «за Иванова», вызывающие у избирателя неприятные ассоциации. Ассоциативные надписи связывают образ кандидата с асоциальными элементами, например, «ксюшки за Андрюшку!». Также встречаются лозунги — рифмы, когда под позитивным лозунгом кандидата «Сильным — работу, слабым — заботу!» появляется «Сильных в гробы, слабых в рабы!»  Избиратель, который и так настроен настороженно и не верит первому лозунгу, под влиянием второго вообще игнорирует выборы.

Часто граффити появляются на стенах зданий, в которых расположены избирательные участки, непосредственно в ночь перед днем голосования. В этом случае, даже скромные надписи «за Никулина» могут рассматриваться как элемент технологии черного пиара, так как являются незаконной агитацией в день выборов, не говоря уже о надписи «Звягин, верни Озерова!»», обвиняющей первого кандидата в применении административного ресурса против второго.

Рассмотрим, какие виды и подвиды технологий черного пиара применяются в современных предвыборных кампаниях

Одним из основных видов технологии черного пиара является дискредитация имиджа кандидата. Зачастую данная технология оправдывается борьбой за чистоту власти, сохранение порядка и безопасности в обществе. Однако, на ряду со справедливой критикой оппонента, кандидаты нередко обнародуют компромат на соперника.

Эффективность компромата определяется числом избирателей, поверивших в освещенные факты и принявших решение не голосовать за скомпрометированного кандидата.

Обязательным признаком опубликования компрометирующих материалов является умысел субъекта мероприятия на формирование общественного мнения у отдельного лица, группы лиц, определенных кругов негативного отношения к объекту компрометации.

Существует несколько подвидов дискредитации имиджа соперника с применением технологий черного пиара

Наиболее распространенный из них — обвинение соперника в деловой несостоятельности: профессиональной некомпетентности и непригодности; развале хозяйства на вверенной территории; бюджетных злоупотреблениях с последующими покупками дач, квартир и тп.

Также возможно обвинение конкурента в «классовой враждебности» к избирателю, его антисоциальной и антироссийской деятельности. Чаще всего оппонента обвиняют в том, что он далек от народа и не понимает его нужд и проблем.

Следующая технология черного пиара в политической борьбе — это обвинение соперника в незаконно нажитых материальных ценностях. Здесь говорится о баснословных богатствах соперника, которые он награбил у народа, собственности за границей, дорогих банкетах в ресторанах и тп.

Один из подвидов дискредитации соперника — это обвинение его в связях с криминальными структурами, причастности к убийствам. Название статьи «Кандидат в главы сбил ребенка» говорит само за себя. Конкуренты вспомнили о ДТП произошедшем пять лет назад только в период предвыборной борьбы, и забыли, что гражданин, отбывший срок лишения свободы, не может считаться виновным в преступлении, за которое он понес наказание.

Следующий подвид дискредитации подразумевает обвинение в голосовании за «антисоциальные» законопроекты, участие в «продаже Родины», защите интересов западных держав.

Так же используется такой подвид дискредитации соперника, как обвинение его в санкционировании развития вредных производств.

Часто встречающийся подвид дискредитации — обвинения в аморальности: взяточничестве, воровстве; вымогании денег в предвыборный фонд; нетрадиционной ориентации; измене жене и десяти любовницах. Нередки использования аудиозаписей с нецензурной лексикой оппонента, непрезентабельных фото, обнародования справок о психических отклонениях конкурента, его проблемах со здоровьем. Если же конкурент добропорядочный семьянин и не страдает неприличными болезнями, в таком случае возможно использование фото и видео монтажа.

Отдельный подвид дискредитации конкурента — фальсификация результатов социальных опросов населения. Как правило, публикуя рейтинги с ложной информацией, выгодные тому или иному кандидату, политтехнологи рассчитывают на особенность российского электората, который чаще всего делает свой выбор, основываясь на выборе большинства.

Механизм данной технологии черного пиара следующий. Команда кандидата обычно заключает с неким столичным центром договор на проведение социальных исследований и передачу их в созданный «филиал». Информация о состоянии рейтингов вдет, таким образом, не от центральной социологической структуры, а от местной организации. Первые две — три недели публикуется достоверная информация, потом рейтинги изменяются — местный кандидат неожиданно поднимается с последнего места на первое. Как вариант, используются интерактивные уличные опросы, в которых чаще всего принимают участие подставные лица. Даже если на вопросы отвечают реальные избиратели, в эфир попадают только те отзывы, которые выгодны кандидату.

Часто кандидаты используют метод выставления соперника в смешном виде. Например, часто встречающиеся в прессе, карикатуры и шаржи, анекдоты про кандидатов, а также фотографии соперников, застывших в некорректных и комичных позах. Так же возможно распространение видео и аудиокассет с нецензурными песнями в исполнении соперника. Тот же прием применяется в сатирических передачах, где имиджу кандидата можно придать забавную окраску, откровенно и зло над ним посмеяться.

Для политической рекламы некоторые принятые в коммерческой рекламе стандартные пиар технологии, например, замедленное, или убыстренное движение, являются поистине убийственными. Можно замедлить или убыстрить речь кандидата, можно сделать его голос тише или выше, тем самым нанести урон его имиджу.

В политической борьбе именно политический пиар и технологии его применения являются основополагающими.