Политический пиар - ИЦФОМ
Политический пиар

Политический пиар

Политический пиар — вид пиара (public relations, public relations), связанный с установлением связей с общественностью со стороны политика или политической группы.

Обычно под политическим пиаром понимают политическую рекламу фигуры или организации перед предстоящими выборами, но на самом деле понятие политический пиар может включать в себя установление отношений в целом, предполагает двустороннее движение: активный и компетентный политик не только распространяет рекламную информацию о себе, но и максимально чутко реагирует на ожидания различных заинтересованных и целевых групп, а также устанавливает тесный контакт с различными лидерами общественного мнения (ЛОМы) и членами общества.

Политический пиар — это, безусловно, самый важный инструмент информационного управления массами и формирования общественного мнения о той или иной политической партии или о политическом деятели в целом:

Политический пиар немногим отличается от бизнес пиара и персонального пиара. Цель политического пиара — создание устойчивых каналов коммуникации между участниками политического процесса, сочетающих формальные и неформальные связи, а также учитывающих многовекторную и стохастическую неопределенность происходящих процессов.

С практической точки зрения, политический пиар направлен на:

  • анализ общественно-политической ситуации;
  • организацию встреч с общественностью;
  • привлечение (или нейтрализация) административных, финансовых и социальных ресурсов;
  • создание положительной (или отрицательной) репутации политика, партии, общественного движения или любого другого субъекта политической деятельности;
  • проведение избирательных кампаний;
  • В случае необходимости использование технологий черного пиара.

Конечной целью политического пиара является создание положительного/отрицательного имиджа политического субъекта с целью лоббирования политических интересов и получения последним доступа к органам государственной или муниципальной власти.

Промежуточные задачи политического пиара:

  • создание системы информирования общественности о принципах, нормах, правилах государственного управления и функционирования политических институтов;
  • изменение или трансформация политического курса, стратегических или тактических аспектов реализации политики;
  • изменение или коррекция направлений, целей, стратегий развития государства и его отдельных институтов;
  • инициирование процессов эволюционного и революционного содержания, приводящих к изменению принципов и основ государственного строительства, а также политического режима как такового;
  • участие политических консультантов в процессе создания (или исчезновения с политической арены) партии, вхождения в политику новых политических лидеров и др.

Решение этих задач подчинено политическим целям субъекта управления.

Структурно политический пиар включает в себя следующие элементы:

  • разработка стратегии политической пиар компании,
  • организация политического пиара,
  • проведение и всесторонняя поддержка избирательных кампаний;
  • имиджевая поддержка кандидата по средствам политического пиара;
  • социологические исследования и внешний мониторинг;
  • публикация специальных выпусков и программ в СМИ с применением технологий политического пиара с целью формирования общественного мнения;
  • информационное противодействие пиар-службам конкурирующих субъектов политической деятельности;
  • подготовка и производство визуальной рекламы (наружная реклама — рекламный щит, листовки, плакаты, баннеры, флаеры и т.д.);
  • работа с политическими и общественными организациями;
  • специальные мероприятия в области политического пиара.

Считаются традиционные инструменты политического пиара:

  • изображение победителя и аутсайдера;
  • поддельная (имитированная) популярность;
  • длительные переговоры;
  • фальшивая поддержка;
  • столкновение (конкуренция) двух противоборствующих сторон (специально созданное столкновения между двумя сторонами с использованием поддельных лиц, событий и т.д.);
  • выбор без возможности выбора (пресса искусственно создает образ безнадёжной ситуации);
  • чрезмерная позитивность (слишком много положительных отзывав, адресованных политику.

Политический пиар и формирование общественного мнения

Для общественного мнения также характерно особое отношение к истине. Истина общественного мнения — это не столько степень соответствия фактам, сколько степень соответствия идеалу, моральным нормам или стереотипам. В истине общественного мнения слиты воедино предметный, оценочный и оперативный аспекты познавательной деятельности. Тем не менее, содержательным ядром общественного мнения являются знания, поскольку на их основе с привлечением гипотез, компенсирующих неполноту знания, и составляется мнение. Мнение выражает отношение субъекта к объекту мнения на основе определенных знаний и соответствия идеалу.

Политический пиар в политических технологиях

Под воздействием политического пиара в рамках политических технологий в сознании избирателя происходит изменение его системы стереотипов. Избиратель, имеющий свои политические предпочтения и установки, корректирует их исходя из информации, предлагаемой ему кандидатом. Данная информация проходит через сознание избирателя, преломляется в соответствии с уже имеющимися политическими предпочтениями. Часть установок и сведений избиратель воспринимает и принимает, часть отвергает, результатом же данного процесса является формирование нового стереотипа, соответствующего сегодняшним политическим реалиям.

Технологии политического пиара  действуют на эмоциональном уровне в обход рационального мышления человека, оказывая влияние не на сознание, а на подсознание избирателей. Под действием политического пиара, политические установки электората искажаются, формируется безразличное и отрицательное отношение ко всему институту выборов.

Избиратели, не имеющие четких политических позиций, быстро меняют свое решение, доверяя анонимной и откровенно ложной информации. Люди с четкой политической позицией, под воздействием технологий политического пиара, начинают сомневаться в правильности своих предпочтений, или наоборот, с еще большей нетерпимостью относятся к соперникам.

Под воздействием технологий политического пиара избиратель незаметно для себя самого выбирает не того кандидата, программа которого ему больше импонирует, а того, кто в его глазах является наиболее честным. Честность и нечестность в данном случае определяется количеством компрометирующей информации распространенной с помощью технологий политического пиара, которую избиратель узнал о кандидате в течение избирательной кампании.

Такой выбор трудно назвать демократическим, поскольку в данном случае происходит манипулирование сознанием избирателя в обход его согласия и истинных политических интересов. Однако подобного результата можно достичь при своевременных и грамотно использованных технологиях политического пиара.