Черный пиар - ИЦФОМ
Черный пиар

Черный пиар

Черный пиар или грязный пира – это процесс умышленного распространения негативной информации о личности, событии, организации или бренде направленный на ухудшение социального имиджа.

Преднамеренное распространение негативной информации средствами черного пиара может быть мотивировано либо честным желанием агитатора предостеречь других от реальных опасностей или недостатков, либо нечестными представлениями агитатора о способах победы в политической, деловой или иной конкурентной борьбе.

Компании стремятся преподнести себя в наиболее выгодном свете, чтобы именно на нее обратил свое внимание потенциальный потребитель. Но когда не получается укрепиться на рынке, некоторые компании прибегают к не самым чистоплотным методам ведения пиар компаний, таким как подрыв репутации конкурентов.

Черный пиар — это любого рода информационные атаки, главная задача которых:

  • разрушить бизнес конкурирующей стороны;
  • корпоративные связи;
  • репутацию конкретного лица или оранизации.

У черного пиара есть много промежуточных целей, направленных на то, чтобы сделать положение конкурента на рынке шатким и неопределенным:

  • разрушение репутации;
  • снижение прочности и эффективности корпоративных отношений;
  • создание негативного имиджа продукта;
  • формирование негативного общественного мнения со стороны целевой аудитории;
  • перетягивание потенциальных клиентов и целевой аудитории на свою сторону.

Однако все они служат единственной и конечной главной цели — убрать «противника с поля боя» и выйти единственным победителем. А для этого, по мнению черных пиарщиков, хороши любые средства воздействия: от интеллектуальных атак до распространения клеветнической информации и даже прямого обливания грязью.

Метод нападения в черном пиаре – ведение информационной войны. Жертвами подобных пиар технологий чаще всего становятся солидные производственные, консалтинговые и страховые компании, а так же публичные личности и политические деятели.

Черный пиар способен уничтожить фирму, репутацию, бизнес. Иногда намного проще создать что-то новое, чем восстанавливать что-то, постоянно поливаемое грязью. 

Авторы подобных черных пиар компаний не прибегают к каким то морально-этическим нормам, принятым в обществе. Очень часто в ходе таких черных пиар компаний «всплывают» на поверхность грязные подробности личной жизни, проступки молодости, одним словом, любые данные, которые публичный человек пытается удержать от общественной огласки.

Подобные черные пиар технологии используют в тех случаях, когда нужно улучшить собственную репутацию, за счет снижения или уничтожения репутации конкурента. Это могут быть безосновательные наветы, ничем не подкрепленные слухи.

Информацию, которую используют для черного пиара, обычно, получают нечестным путем: подкуп СМИ, шантаж. Подобная информация практически всегда публикуется платно. Подрыв репутации соперников средствами черного пиара происходит с целью навязать общественности новую, выгодную заказчику, формацию общественного мнения.

Несмотря на то, что в большинстве случаев черный пиар несет вред объекту или субъекту, на который он распространяется, он также может приносить и условный положительный эффект. О субъекте или объекте в любые случаи узнает общественность и его узнаваемость в массах возрастет, даже если источником послужит скандал. Однако речь идет именно об узнаваемости, а не популярности — скомпрометированный объект или субъект будут знать все, но вряд ли он будет «любимцем» публики;

Подготовка полноценной пиар компании, в том числе и негативной, требует больших затрат. Компания нанимает большой штат пиарщиков, юристов, маркетологов, которые и работают над концепцией программы. Позволить себе подобные пиар-стратегии могут только организации и отдельные личности с солидным бюджетом. Поэтому чаще всего черный пиар используют в политике, шоу-бизнесе и крупных коммерческих компаниях.

Теоретические положения о применении технологий черного пиара можно рассматривать как совокупность научных знаний, дающих целостное упорядоченное представление о формах, средствах, видах и подвидах технологий; влиянии данных технологий на сознание и выбор.

Сущностью технологий черного пиара является манипуляция сознанием. Манипуляция — это влияние на человеческое сознание и поведение с целью управления им. Но это не любое влияние, а такое управление сознанием и поведением человека, которое не соответствует его интересам и происходит в обход его сознательного согласия.

Под воздействием технологий черного пиара в сознании обывателя происходит изменение его системы стереотипов. Потребитель, имеющий свои индивидуальные предпочтения и установки, корректирует их исходя из информации, предлагаемой ему. Данная информация проходит через сознание целевой аудитории, преломляется в соответствии с уже имеющимися предпочтениями. Часть установок и сведений потребитель воспринимает и принимает, часть отвергает, результатом же данного процесса является формирование нового стереотипа, соответствующего необходимым реалиям.

Технологии черного пиара действуют на эмоциональном уровне в обход рационального мышления человека, оказывая влияние не на сознание, а на подсознание целевой аудитории. Под действием грязных технологий черного пиара установки целевой аудитории искажаются, формируется безразличное и отрицательное отношение.