Идеология и общественное мнение - Белый Ветер
Идеология общественного мнения

Идеология и общественное мнение

Важную роль в новом информационном обществе играет свойство общественного мнения подходить к осмысливаемой им информации оценочно с позиции интересов субъекта общественного мнения. В этом случае усваиваемые коллективным субъектом знания о действительности приобретают информационный характер, поскольку это знание используется для ориентировки, для активного действия, для управления в целях сохранения качественной спецификации системы, ее совершенствования и развития. Именно возможность оценки, анализа, определения ценности и приемлемости для общества определяет информацию как общественное благо и ресурс. И механизмом такой оценки выступает общественное мнение, а также методы и технологии формирования общественного мнения и технологии манипуляции общественным мнением.

При этом ценности, принятые большинством граждан общества, воспринимаются как особый коммуникационный код информационной системы, владение которым выступает как условие адекватного обмена информацией между членами общества.

Важно подчеркнуть, что только информация, воспринятая и оцененная общественными формированиями, (а не знания или информационные данные) значима как общественный ресурс. Такая информация является ресурсом информационного управления. Под информационным управлением мы понимаем процесс выработки и реализации управленческих решений, в ходе которого объекту управления предоставляется определяемая субъектом управления информация о ситуации, ориентируясь на которую объект самостоятельно выбирает линию своего поведения.

Несущим каркасом информационного общества называют средства массовой информации. В связи с возрастанием роли информации в обществе, появлением новых информационных технологий, спутниковых каналов передачи информации, изменилась структура распространения и потребления информации. Интернет стал каналом, альтернативным СМИ. По сравнению со СМИ более оперативным, свободным с точки зрения цензуры редакторов, и более свободным с точки зрения влияния политиков и людей, имеющих экономический и политический капитал на размещение материалов.

Интернет незаменим в создании общественной дискуссии, так как предоставляет возможность быстрой обратной связи между отправителем и получателем информации. Это сближает Интернет с межличностными каналами передачи информации.

Характер субъекта общественного мнения в информационную эпоху тоже меняется. Он становится меньше похожим на публику, если иметь в виду ее унифицированность, становится более раздробленным по интересам, более фрагментарным, но и более объединенным наиболее общим условием оценки информации — общечеловеческими ценностями.

Таким образом, общественное мнение, как социальный институт, готовый воспринять или отвергнуть поведение или позиции по значимым вопросам субъектов общественных отношений служит одним из способов существования оценочной информации как общественного капитала и тем самым выступает как системообразующий фактор информационного общества.

Общественная идеология и общественное мнение

Общественная идеология представляется близким к общественному мнению по своим свойствам феноменом. Некоторые исследователи практически ставят знак равенства между этими понятиями. Для подчеркивания связи идеологии и общественного мнения есть определенные предпосылки. Во — первых, общественное мнение и идеология отражают и выражаю! экономический базис общества, форму собственности на средства производства. Во — вторых, и идеология и общественное мнение функционируют в сфере общественного сознания, отражают социальную реальность с позиций коллективного субъекта. В — третьих, социальная действительность осмысливается общественным мнением и идеологией (как и другими феноменами общественного сознания) оценочно, с позиций идеологических или нравственных норм, общечеловеческих ценностей. В — четвертых, есть определенная схожесть в структуре общественного мнения и идеологии: здесь присутствуют как иррациональные, так и рациональные компоненты, общественное мнение и идеология консервативны и изменчивы одновременно. В — пятых, общественное мнение и идеология проявляются в разных формах общественного сознания. Не имея определенного предмета, по поводу которого может быть сформировано общественное мнение или выстроена идеология, они как бы заимствуют его у разных форм общественного сознания. При этом каждая из форм общественного сознания содержит как элементы идеологии, так и общественного мнения. Так, например, существует религиозная идеология и, с другой стороны, общественное мнение по отдельным вопросам религиозной жизни. И, наконец, в — шестых, общественное мнение и идеология выполняют в обществе сходные функции, такие, например, как социализация граждан.

Вместе с тем между идеологией и общественным мнением есть существенные отличия. Прежде всего, даже если рассматривать общественное мнение как профессиональную идеологию, то ясно, что такая идеология имеет отношение только к сознательно сформированному особой общественной группой (идеологами) общественному мнению. Таким образом, стихийно сформировавшееся общественное мнение из сферы идеологии исключается. Следовательно, сфера распространения общественного мнения в целом оказывается шире сферы идеологии, основная задача которой состоит в формировании и выражении системы убеждений определенных социальных групп.

Если говорить об объекте идеологического воздействия, то он также значительно уже, чем объект рассмотрения общественного мнения, поскольку идеология затрагивает исключительно социальную сферу, а объектом рассмотрения общественного мнения могут быть и, например, отдельные научные открытия, представляющие общественный интерес, как, скажем, проблема клонирования человека.

Субъект идеологии более стабилен и конкретен, чем субъект общественного мнения. Так, если речь идет о религиозной идеологии, ясно, что ядром ее носителей будут верующие люди, то же самое можно сказать о классовой идеологии, большинство ее носителей — представители определенного социального класса. Если же речь идет об общественном мнении, то социальные группы, выражающие его, невозможно определить столь однозначно. Так, например, невозможно сказать, что если кандидат в депутаты является представителем предпринимательства, то большая часть предпринимателей посчитает, что этот человек достоин депутатского мандата и выразит свое мнение голосованием «за» него. Вместе с тем формирование общественного мнения может выступать как один из этапов внедрения идеологии в общественное сознание. В данном случае идеология выступает в форме пропаганды, когда некая система ценностей сознательно внедряется в общественное сознание, но еще сохраняет момент дискуссионности. Господствующая идеология авторитарна и в этом противоположна общественному мнению, которое всегда дискуссионно. Такая черта идеологии, как выражение строго определенной точки зрения на события, ее монологичность способствуют манипулированию общественным сознанием с целью принять ту или иную идеологию. Если общественное мнение может заблуждаться, выбирая из двух точек зрения наиболее верную, то «идеолог прибегает ко лжи сознательно, когда стремится защитить заведомо ложные представления, если они не идут ему на пользу».

И общественное мнение, и идеология рассматривают социальные факты оценочно, но опираются они при этом на разную систему ценностей. Общественное мнение чаще оценивает факты с точки зрения системы традиционных, общечеловеческих ценностей (согласно правде, а не истине), идеология создает свою собственную систему ценностей (например, пролетарий прав во всем, потому что он — представитель прогрессивного класса общества, носитель прогрессивной идеологии).

Если общественное мнение формируется по определенному вопросу, то идеология представляет собой систему взглядов, согласованных между собой. Это определяет и большую устойчивость, консерватизм идеологии по сравнению с более подвижным и изменчивым общественным мнением. Идеология строится на более рациональных основах, чем общественное мнение. В ее структуре обязательно имеются ссылки на доказательство идеологических положений. Иррационализм, бездоказательность идеологии расценивается как ее недостаток, в том числе и носителями этой идеологии. Иррациональные компоненты общественного мнения, как было показано выше, органично входят в его структуру и зачастую даже не осознаются носителями мнения.

Таким образом, общественное мнение и идеология существуют одновременно в разных формах общественного сознания. Общественное мнение по сравнению с идеологией оказывается ближе к обыденному уровню сознания, обладая такими чертами, как стихийность формирования, подвижность, иррационализм и т.п. Идеология более рациональна, формируется сознательно особой группой людей (идеологов), монологична, системна.