Стереотипы и общественное мнение - Белый Ветер
Стериотипы и общественное мнение

Стереотипы и общественное мнение

Объективному взгляду на вещи мешают стереотипы, то есть утвердившиеся в определенной культуре представления о том или ином предмете, источниками которых выступают искусство, моральные кодексы, политическая агитация. Стереотипы начинают действовать еще до того, как включается разум. Эта форма восприятия накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как они достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется критике, как стереотип.

Широкое использование стереотипов объясняется тем, что они экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Для экономии усилий наблюдатель вычленяет из внешнего мира только то, что он может распознать. Попытки увидеть каждый раз все вещи заново и в подробностях, а не как типы и способы обобщения, очень утомительны. Поэтому, усмотрев в каком-то предмете знакомую черту, мы восполняем отсутствующую информацию о нем с помощью стереотипов, содержащихся в нашем сознании.

Если бы в окружающей человека среде не было никакого единообразия, то привычка использовать стереотипы вела бы не к экономии усилий, а только к ошибкам. Но поскольку единообразие все-таки существует, то отказ от всех стереотипов в пользу исключительно опыта обеднил бы человеческую жизнь. Стереотипы служат средством защиты устоявшегося порядка вещей. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. Любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мирозданья. Следовательно, стереотипы — это «бастион традиции, позволяющий чувствовать себя в безопасности». Разработанная концепция стала теоретической основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения. Большинство исследователей сходятся во мнении, что именно средства массовой информации и медиасреда формируют стереотипы.
Определенному видению фактов способствуют моральные кодексы, принятые в том или ином обществе. Под моральными кодексами понимается набор правил самого разного рода: личных, семейных, экономических, профессиональных, правовых, патриотических, международных.

Кодексы оказывают незаметное, но всепроникающее воздействие на восприятие действительности, на процесс формирования общественного мнения. По мнению ученых, при современном состоянии образования общественное мнение является морализованной и кодифицированной версией фактов. Кодексы определяют, какую именно группу фактов и в каком ракурсе мы увидим. Именно поэтому капиталист видит один набор фактов и аспектов человеческой природы, а его оппонент-социалист — набор других фактов и аспектов природы человека. Именно поэтому каждый из них считает, что другой заблуждается, тогда как реальное различие между ними — это различие восприятия.

Свое оригинальное определение общественного мнения Э. Ноэль-Нойман выводит из того факта, что мнение индивида в обществе по поводу тех или иных вопросов формируется на основании двух основных источников знания: непосредственного наблюдения за окружением и на основе сигналов об одобрении и неодобрении определенных событий, фактов и явлений со стороны других индивидов. Поэтому общественное мнение для нее — это ценностно окрашенное мнение части общества (хорошо или плохо, со вкусом или безвкусно, умно или глупо), к которому присоединяются другие индивиды и группы из-за боязни оказаться в изоляции. Общественное мнение базируется на бессознательном стремлении людей, живущих в некотором сообществе, прийти к общему суждению, к согласию, которое необходимо, чтобы действовать и принимать решения соответственно обстоятельствам.